Устав
Устав жизни Христианской.
Церковные службы
По множеству милости Твоей
вниду в дом Твой.
Пс. 5:8
Всех служб церковных девять, совершаемых в течение суток по три вместе: вечером три, именно: девятый час, вечерня и повечерие; утром три: полунощница, утреня и час 1-й; около полудня три: часы 3-й, 6-й и литургия (обедня). Накануне праздников служится всенощное бдение, которое состоит также из трех служб: вечерни, утрени и 1-го часа.
Самая важная, самая священная из этих служб есть Литургия (обедня). На ней совершается таинство святого причащения. Все остальные церковные службы являются подготовительными для литургии и предваряют ее.
Литургия в свою очередь разделяется на три части:
1) проскомидия, во время которой приготовляется для святого причащения вино и из просфоры вынимается "Агнец", а из других четырех просфор вынимаются частицы в честь святых и за живых (о здравии) и за мертвых (о упокоении);
2) литургия оглашенных, которая начинается словами: "Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа..." и кончается словами: "оглашении, изыдите";
3) литургия верных, которая начинается словами: "елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся..." и кончается отпустом.
На литургии вкратце вспоминается вся жизнь Господа Иисуса Христа по Его повелению, ибо Он, сам впервые совершив на тайной вечери таинство причащения, заповедал верующим: "сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22:19).
Действительно, во время малого выхода с Евангелием, когда поются блаженства: "Во царствии Твоем помяни нас, Господи... Блажени нищий духом" и пр. - мы воспоминаем шествие Господа Иисуса Христа на проповедь. Во время евангельского чтения - саму евангельскую проповедь.
Во время великого выхода перед пением "яко да Царя всех подымем" воспоминаем шествие Господа Иисуса Христа на Голгофу на вольное страдание и смерть на кресте. Когда священник возглашает: "приимите ядите, сие есть Тело Мое..." и "пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя...", воспоминаем тайную вечерю Иисуса Христа с апостолами.
Когда выносятся святые Дары к народу при словах: "со страхом Божиим и верою приступите", воспоминаем явление воскресшего Господа верующим. Наконец, во время второго изнесения святых Даров к народу и при благословении ими при словах: "всегда, ныне и присно, и во веки веков" воспоминаем вознесение Господа Иисуса Христа на небо и Его благословение верующих (Лк. 24:51).
Самый важный момент во время литургии бывает при пении: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимся, Боже наш", так как в это время совершается освящение Даров: силою Духа Святого через благословение священника вино и хлеб (агнец) становятся истинным Телом и истинною Кровью Христа Бога. А потому христианин во время пения "Тебе поем" должен молиться особенно горячо, стоять "добре" - со страхом, а по окончании песнопения совершить поклонение до земли святым Тайнам Христовым.
Существует три чина (порядка) литургии: св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого и Литургия преждеосвященных Даров, или св. Григория Двоеслова.
Литургия св. Иоанна Златоуста совершается во весь год, когда не положено совершать двух остальных литургий.
Литургия Василия Великого совершается десять раз в году: во все воскресенья Великого поста, исключая Вербное воскресенье; в четверг и субботу на страстной неделе; на новый год и в навечерия, или самые праздники Рождества Христова и Крещения.
Литургия преждеосвященных даров называется так потому, что на ней приобщаются святыми Дарами, освященными ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Она совершается по средам и пятницам Великого поста в первые три дня на страстной седмице, т.е. великие понедельник, вторник и среду.
Идя в храм, твори молитву: "вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страхе Твоем" (Пс. 5:8).
Войдя в храм, поклонись 3 раза с молитвой: "Боже, очисти мя грешного и помилуй мя". Если имеешь средства и усердие - купи свечу и поставь ее с поклоном.
Затем стань на своем месте и благоговейно внимай тому, что поют и читают, молись и кланяйся в пояс, т.е. делай поклоны поясные:
при всяком прошении, т.е. всякий раз, когда диакон или священник возглашает "Господу помолимся" или "у Господа просим", а певчие поют "Господи, помилуй", "подай, Господи";
когда священник творит возглас, например "яко подобает Тебе всякая слава", "яко милостив", "яко Твоя держава"...
при словах: "приидите поклонимся" (3 поклона), "Святый Боже" (3 поклона) и аллилуйя (3 поклона);
перед чтением и после чтения Евангелия по одному поклону;
по окончании "Яко да царя" при пении "аллилуйя" (3 поклона);
при словах: "приимите, ядите" и "пиите от нея вси" по одному поклону.
И вообще, твори поклоны, когда слова молитвословий побуждают к этому, например, при словах: "припадем", "поклонимся", "молитися".
Земные поклоны твори:
по окончании пения "Тебе поем";
после "Достойно есть, яко воистину...";
перед "Отче наш";
при возгласе "Святая Святым";
при словах: "со страхом Божиим и верою приступите";
при возгласе: "всегда, ныне и присно, и во веки веков".
Но в праздники великие (двунадесятые) вместо земных поклонов во всех указанных случаях твори лишь поясные, а также и во время от Пасхи до Пятидесятницы и от Рождества Христова до Богоявления. Исключение не распространяется только на то время литургии, когда пропоют "Тебе поем", а также перед причащением.
При словах "главы наша Господеви приклоним" - наклонение главы; во время великого выхода - также наклонение главы; также и во время чтения Евангелия.
Назад к списку